Previous Entry Поделиться Next Entry
Славяне
chju
"Иногда сословие начинает мыслиться почти как нация. Но и сейчас, разговоры о нации казаков смешны. Это сословие. Несомненно, когда-то сословие определяло особый уклад жизни. Но сейчас, когда уклад одинаков, и казаки - давно не казаки, а работают в разных областях, теперь это не более как история рода.
Вот только, как не назови, а воин, дружинник, сын боярский, казак остается человеком служивым. Достаточно решительным, инициативным, дисциплинированным, остается патриотичным, самоотверженным. Наверно, это в крови. Отбор шёл тысячу, а может три тысячи лет. Но это уже другая тема."

Оригинал взят у vera_bokova в Славяне
Читаю много про средневековую Русь. Пытаюсь отделить зерна от плевел. По ходу возникают мысли которые иногда вылазят в каких-то форумах, обсуждениях, но нигде пока не пристала надолго.
А мысли нужно куда-то записать, пока не потерялись.
Буду сюда писать авось пригодится, хоть буду знать где отыскать.

Вроде бы пока никто не задумался и не проанализировал.
Поляне, древляне бужане, волыняне, ... названия по местностям (поля лес (деревья), по названиям рек),
Дреговичи, лютичи, вятичи, кривичи ... - скорей всего по именам вождей, может быть династий, может быть уже ушедших вождей или героев, но славных, таких о которых помнят. Или имена основателей рода.
Если основателей, или династии князей, то это племя, если вождя, военачальника, то это не племя, это военное образование.
Имена вполне выделяются: Дрего (Дрегов), Люта (Лютый), Вятко, Крива (Криво). Причем, судя по всему, все кроме Люты тут основатели родов. Смущает наличие реки Вятки, но и реки меняют названия, получая их от народов или городов. Иногда реку переименовывают указом свыше, как реку Урал.
Если династия менялась, то мог меняться этноним.
Вспомним, каждый мыслил себя собственностью князя. У воина была тавро князя (что то вроде его герба), на поясной пряжке например, у невольника-смерда было клеймо.

Сербы - не название народа. Сербы (сорбы) крестьяне, сословие. Я не знаю как это доказать, это чувствуется по самому слову. Потому сербы встречаются так широко от Сербии, до северо-восточной Германии.

- Ты кто?
- Я крестьянин. (серб)
- Ты кто?
- Я лучник. (скиф)

- Ты кто?
- Я воин, вождя Лютого (лютич)

Сравним названия общностей людей в 19-20 вв.
Чапаевцы, махновцы, белогвардейцы, красноармейцы, лениницы, сталинцы, буденовцы, гетлеровцы, полпотовцы...
Эти слова возникают легко и естественно, они так органичны в языке, они согласны нашей логике, нашему мышлению.
Но суффикс -чи сейчас более применим к потомственной связи.
Хотя, ведь еще четыреста лет назад служилый человек именовался сын боярский. Дети боярские - те "чада", преданные и послушные своему отцу-патрону. "Сын" тут означает прежде всего послушание. Но о это другая тема.

Тогда понятно почему эти названия легко терялись, менялись. Это вовсе не этнонимы.

-Ты кто?
- Я красноармеец. (чапаевец, буденовец)

- Ты кто?
- Я москвич (москаль)
Названия соседних племен часто становятся обидными, но это после. Жидовин - название евреев в средние века не было обидным, оно происходит о иудей. Негр для нас тоже не обидное (у нас их слишком мало), а в Америке таким стало.

- Ты кто?
- Я казак.

Иногда сословие начинает мыслиться почти как нация. Но и сейчас, разговоры о нации казаков смешны. Это сословие. Несомненно, когда-то сословие определяло особый уклад жизни. Но сейчас, когда уклад одинаков, и казаки - давно не казаки, а работают в разных областях, теперь это не более как история рода.
Вот только, как не назови, а воин, дружинник, сын боярский, казак остается человеком служивым. Достаточно решительным, инициативным, дисциплинированным, остается патриотичным, самоотверженным. Наверно, это в крови. Отбор шёл тысячу, а может три тысячи лет. Но это уже другая тема.

Все эти названия - вообще не самоидентификация, не нации, не самоназвания. Но иногда все же их можно считать этнонимами.
Это определения откуда родом или принадлежность к определенной общности: роду, войску, сословию. Оно предназначено для того чтобы объяснить чужому человеку, откуда ты, или к какому лагерю принадлежишь, к какому сословию, каков твой статус в твоем этносе (кому что важнее, тот то и назовет, или по обстоятельствам). При этом наличие самоназвания, нации тоже не исключается.
Самоназвание (у нас по крайней мере) всегда связано с понятностью языка. Мы славяне, значит говорим понятными словами, в отличии от восточных экспрессивных и болтливых "татар" или от серьезных и более интравертивных "немцев".
Мы венеды (венды, ведаем), то есть мы сознательные понятно говорим, в отличие от тех кто не понимает ни слова.
Но опять мы видим широкую географию: венеды - полабские славяне и Венеция в Италии. Что это колония венедов? Но это этрусские земли, давно заселенные славянами, которые теперь смешались с италийцами.

А среди венедов уже были бодричи (род Бодра), лютичи (воины Лютого, это не род, это временное название по военачальнику).
Черезпеньковичи мне вообще не кажется этнонимом это какая-то шутка. Для постоянного названия - длинно.. Может средневековому историку попался шутник?

Русские, русичи, Может был вождь Рус? А может русичи потому, что принадлежат отныне князям-русам? Присягнули им?
Может у пришедших править варягов был предок Рус?
Так или иначе, со временем это слово стало этнонимом, и, согласно национальной логике, названием языка. Раз мы русичи, значит и язык наш русский, отличный от прочих языков родственников-славян...

Еще немного о князьях

http://veras.jivebelarus.net/sodyerzhaniye/lyutichi :
"Вот имена собственные полабских славян: князья лютичей – Драговит, Люба, Милогост, Цалодрог; князья бодричей – Вильчан, Дражка, Славомир, Чедрога, Николот, Биллуг, Мстивой, Мастислав, Ратибор, Прибислав, Вартислав, Борвик, Готшалк, Круто, Генрих; знатные люди Дымнина (Поморье) – Держко, Будовой, Ярогнев, Мунк, Бодец, Радослав, Спол; Поморье и Ран – Мажко, Домослав, Вичак (Вирчак), Недамир, Моислав; жители Поморья – Гостислав, Мирограб, Держко, Будовой, Моник, Котимир, Гремислав Гнезота, Мартин, Доброгостя Николай, Викентий, Томислав, Доброгост."

Может так:?
Драговит - дреговичи Ну длинно же драговитовичи, а может Дражка, нет от него получаются дражковичи.
Люба - любичи
Это не те уже князья, от них названий не пошло или чином мелковаты или не прославились.

Вот интересно Рюриковичи - это уже не этноним, это род князей, фактически фамилия.
Может к тому времени мода называться по имени верховного князя прошла? А может назывались по имени непосредственного князя, а не того, чьим вассалом он является? Не, не было тогда еще вассалов. Или были? Был же русский каганат, должно было быть в нем административное деление князья, вассалы кагана.
Хм надо поискать имена каганов. Не, по ним народы не звали, уж где-нибудь я бы прочла.

А может рюриковичи - вовсе не означает принадлежность к роду Рюрика, а означает вассальную связь, клятву, присягу? Но тогда при жизни Рюрика могло быть несколько родов, главы которых принесли присягу, часть из них должны были быть близкородственными, династически связанными.
Это может объяснить наличие нескольких (двух-трех) генетических ветвей среди князей, считавшихся рюриковичами.


  • 1
"Я не знаю как это доказать, это чувствуется по самому слову" - прелестно. Как и все остальное.

  • 1
?

Log in