Previous Entry Поделиться Next Entry
"...ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!"
chju
«Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, – ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы! А видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что ты отымешь руку свою и прекратятся им хлебы твои». Но ты не захотел лишить человека свободы и отверг предложение, ибо какая же свобода, рассудил ты, если послушание куплено хлебами? Ты возразил, что человек жив не единым хлебом, но знаешь ли, что во имя этого самого хлеба земного и восстанет на тебя дух земли и сразится с тобою и победит тебя и все пойдут за ним, восклицая: «Кто подобен зверю сему, он дал нам огонь с небеси!» Знаешь ли ты, что пройдут века, и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть нет и греха, а есть лишь только голодные. «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!» вот чтó напишут на знамени, которое воздвигнут против тебя и которым разрушится храм твой. На месте храма твоего воздвигнется новое здание, воздвигнется вновь страшная Вавилонская башня, и хотя и эта не достроится, как и прежняя, но всё же ты бы мог избежать этой новой башни и на тысячу лет сократить страдания людей, – ибо к нам же ведь придут они, промучившись тысячу лет со своею башней! Они отыщут нас тогда опять под землей, в катакомбах, скрывающихся (ибо мы будем вновь гонимы и мучимы), найдут нас и возопиют к нам: «Накормите нас, ибо те, которые обещали нам огонь с небеси, его не дали». И тогда уже мы и достроим их башню, ибо достроит тот, кто накормит, а накормим лишь мы, во имя твое, и солжем, что во имя твое. О, никогда, никогда без нас они не накормят себя. Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажу нам: «лучше поработите нас, но накормите нас». Поймут наконец сами, что свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы, ибо никогда, никогда не сумеют они разделиться между собою! Убедятся тоже, что не могут быть никогда и свободными, потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики. Ты обещал им хлеб небесный, но повторяю опять, может ли он сравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагородного людского племени с земным? И если за тобою, во имя хлеба небесного, пойдут тысячи и десятки тысяч, то что станется с миллионами и с десятками тысяч миллионов существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным для небесного? Иль тебе дороги лишь десятки тысяч великих и сильных, а остальные миллионы, многочисленные как песок морской слабых, но любящих тебя, должны лишь послужить материалом для великих и сильных? Нет, нам дороги и слабые. Они порочны и бунтовщики, но под конец они-то станут и послушными. Они будут дивиться на нас и будут считать нас за богов за то, что мы, став во главе их, согласились выносить свободу и над ними господствовать, – так ужасно им станет под конец быть свободными!»

— Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы», часть вторая, книга пятая «Pro и contra»

  • 1
А вот еще у Пушкина эпиграмма на Историю Карамзина:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.


ФМ - глубокий художник и провидец. Но его цитатами можно защищать и рабство.
Мало кто понимает - что такое свобода. Помыслить свободу почти нельзя. Только ухватить её отблески по косвенным признакам.
Спекулятивные рассуждения - уже несвобода.

ИМХО любой текст можно понять по разному.


Лао Цзы: "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует."

Герман Греф: "Вы говорите страшные веши. Вы предлагаете передать власть в руки населения!..."

Да, да! китайцы как всегда на высоте. То, что они знали и сказали о природе власти, на мой взгляд, до сих пор непревзойденно, достаточно почитать Гуань Цзы.

Греф же как раз озвучивает то, что нам пытаются внушить. Хотя тот же краткий опыт анархистского Гуляйполя, отправлявшего вагонами хлеб в голодающую Россию, показывает что народ вполне самоорганизуется наилучшим и экономически эффективнейшим способом без паразитирующей надстройки государственно-полицеского (коррупционного по самой своей сути!) чиновничьего аппарата.
Но это никак нельзя допустить, поэтому на всех уровнях идет внушение о "необходимости самовлястья и кнута".
А когда нужно, власть сама провоцирует и исполняет ужасные сценарии и войны, после которых присваивает себе еще более исключительные права.
Государство по своей системной сути - контур сознания ХИЩНИКА.
Такой контур нуждается в постоянном противовесе общественных институтов и нерушимых гражданских свобод и ПРАВА.
Самое печальное в том, что такой хищник без необходимых ограничений - уничтожает, разрастаясь, сам себя, потому что он - ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ опухоль

Но он уничтожает и тот народ, на котором паразитирует, питаясь его энергией.
И такая система действует автоматически в силу своей "архитектуры". Любой, попавший в неё, становится проводником намерения такой системы.
Не нужно ждать от крематория - производства детской одежды.



Edited at 2012-11-30 07:39 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account