Previous Entry Поделиться Next Entry
Похвала мечте
chju
Оригинал взят у tsoka в Похвала мечте


В рассказе американского фантаста Рэймонда Джоунса «Уровень шума» (1952) спецслужбы собирают ведущих ученых страны и сообщают им, что некий неизвестный изобретатель открыл антигравитацию и построил действующую модель антигравитационного двигателя. Сообщается, что в ходе испытаний изобретатель погиб, а его аппарат пришел в негодность. Перед учеными поставлена задача — в кратчайшие сроки воссоздать изобретение. Ученые не сумели воспроизвести аппарат, но кое-чего добились (диск диаметром в девять метров оторвался от земли), а заодно и опровергли «сущую мелочь» — принцип эквивалентности Эйнштейна. В финале выясняется, что ни изобретателя, ни аппарата его никогда не существовало, а все материалы, показанные ученым, были сфабрикованы — с благой целью заставить их думать в нужном направлении.

В этом небольшом рассказе сфокусировались многие идеи и настроения той эпохи. И коварство спецслужб, и всесилие науки (мнимые или подлинные), и осознание инертности человеческого мышления, но самое главное, на мой взгляд — то, что для мысли и дела сначала нужна цель, ясный образ, картинка. И чем живее, ярче и достоверней она будет, тем больше людей поверит в неё, а поверив, сможет и достичь.

На книжных полках сегодняшних магазинов вы найдёте всё что угодно, кроме книг с актуальной картиной будущего (разумеется, если это не очередное переиздание золотого фонда фантастики, советской и зарубежной). Подавляющее большинство героев нынешних «проектов» либо заняты решением проблем уровня бразильских сериалов в любимом автором антураже, от Римской империи до брежневской эпохи, либо воротят дела такого масштаба и в таком отдалённом когда-то и где-то, что ясно становится с первых строк — ни мы с вами, ни наша страна ко всем этим Средьземельям, Мирам Перекрёстков и Директориям никакого отношения не имеем и иметь не можем в принципе. (Про постапокалиптические сюжеты «все умерли, а нам прикольно» даже упоминать в этом контексте бессмысленно — будущее там интересно, наверное, только эстетствующим суицидальным мазохистам). Исключения, конечно, есть, но они именно что исключения, лишь подтверждающие существование общего правила или, как это модно говорить, тренда.

Разумеется, издатели и продюсеры озабочены вопросами гораздо более насущными, чем какое-то там будущее. В своих интервью они иногда говорят о некоей миссии (не слишком внятно и каждый о своей), но в основном жалуются на пиратов, на отсутствие читателей, на дефективный спрос и непредсказуемую посещаемость, на капризных творцов, бездарей-сценаристов и воровство кинозалов; реальные интересы их редко простираются дальше репутации компании, что в наших условиях ограничено горизонтом в пять лет от силы.

А будущее тем временем наступает — медленно, потихоньку, день за днём, секунда за секундой. И каким оно будет — не знает никто, причем это только полбеды, что не знает, тренд-то такой, что да и чёрт с ним с будущим, мы и знать не хотим! То есть не исключено, что в самом скором времени люди просто разучатся (или их «разучат» — привет конспирологам) мечтать дальше следующего отпуска и вне пределов HD-экрана. Не будет перед глазами устойчивой картины, яркого живого образа — и некому будет его создать. Не будет слов, мыслей и цитат, не будет героев, с которыми себя можно сравнить, и ниточки, что тянутся из будущего к нам и от нас обратно в будущее, ставя цели и придавая смысл всем движениям души и тела, оборвутся за ненадобностью.

Картина апокалиптическая, как это говорится в наших интернетах, чуть более чем полностью. Самое время ударить айфоном оземь и потребовать себе ракету, чтобы валить с Земли подальше… в какое-нибудь Средьземелье. Только нет его, Средьземелья, и ракеты тоже нет. А будущее — есть. И, как уже отмечалось, наступает день за днём.

Мысль о том, что это дело надо как-то исправлять, причем начать придётся скорее всего с себя и тех, до кого можно дотянуться, приходила на ум не одному человеку. И вот в начале 2011 года группа энтузиастов основали в Живом Журнале сообщество «СССР-2061», посвящённое будущему, до которого хочется дожить.

Вслушайтесь: будущее, до которого хочется дожить.

Почему «2061» и почему «СССР» — это подробно (на мой взгляд, даже излишне) объяснено в профиле сообщества. Не лишая читателя удовольствия расщелкать эту нехитрую семантическую шараду самостоятельно, отмечу, что, во-первых, основатели полностью осознают, что nomen est omen, что ответственность, что неоднозначное отношение, и пр., и др., и т.д., и т.п., а во-вторых, по-моему, это очень здорово, когда к прошлому относятся с любовью и пониманием, при этом трезво, практично и исходя из задач дня сегодняшнего и, разумеется, завтрашнего.

Первый же художественный конкурс, посвящённый освоению Марса, собрал 32  работы. Стало ясно, что единомышленников хватает, что среди них есть и творцы, а среди творцов — весьма одарённые личности. Через несколько блиц-конкурсов состоялось и второе состязание иллюстраторов, под названием «Каменный пояс» (он же пояс астероидов). Здесь участников ещё прибавилось, а проекту стали тесны рамки картинок — и уже весной 2012 года сообщество «СССР-2061» объявило о литературном конкурсе фантастического рассказа. Немедленно выяснилось, что писателей у нас едва ли не  на порядок больше, чем художников: на конкурс поступило почти 600 работ, и финал оказался непростой задачкой  как для организаторов, так и для участников.

Сверхзадача проекта и сообщества звучит настолько же просто, насколько и масштабно: «формирование новой художественной эстетики, опираясь и на наш, и на зарубежный опыт». Этой осенью художественные и литературные ростки эстетики вероятного будущего можно получить в твёрдой бумажной копии: «СССР-2061» выпускает альбом с лучшими работами трёх больших конкурсов (двух художественных и одного литературного).

Возвращаясь назад в многострадальное будущее, с которого началась эта заметка, хотелось бы напрямую обратиться к коллегам по планшету и клавиатуре: если никто или почти никто вокруг не пишет и не рисует светлое будущее, то возможно, эта тема ждёт именно тебя. Великая страна — это страна больших дел и свершений, а по-настоящему большое дело всегда начинается с мечты. Картины, книги, песни и фильмы, которые учат мечтать, нужны такой стране как воздух; они не менее важны, чем станки, технологии и природные ресурсы. А может даже, и более.

Стало быть, работы хватит всем.



  • 1
На сколько я помню, там изобретение сделал в результате человек с позором изгнанный из проекта.

я не читал это произведение.

хочется быть современником, того момента, когда будут значительные изменения уровня жизни в этой стране. когда не нужно будет пресмыкаться под прессом коррупции и чиновничьего произвола. когда стон российского народа и правозащитников услышат на западе. когда обьединённая коалиция всех народов мира под эгидой США, наконец, переломит хребет антинациональной кучке живодёров усевшихся в кремле.

Что бы писать подобный бред, это уж надо окончательно потерять связь с реальностью... Жаль товарищ.

я просто привел пример из другой крайности. так сказать ответ "жителя южного полюса" "жителю северного" а вот то к чему надо стремиться знает "житель экватора"

нифига подобного. если разговор идёт про мой народ мне глубоко до фонаря мнение других стран и других народов - но интересы которых я должен учитывать, как равных мне людей, но из другой семьи.

а причём здесь другие страны? ты просто не понял моей метафоры. просто будущее до которого хочется дожить надо строить сообща и вместе в условиях политической свободы. просто есть люди, считающие СССР2 бредом, есть те которые считают бредом либерализм. а я считаю что должна быть гармония, некий консенсус. даже сказать, как бы это ни звучало смешным "Социалистический Либерализм" или "Либеральный Социализм"
зы. это лишь только моё субъективное мнение, которое не хочется никому обосновывать и навязывать.

  • 1
?

Log in