Previous Entry Поделиться Next Entry
Информация к голосованию по финансированию НКО
chju
доОригинал взят у marina_yudenich в Информация к голосованию
Скажу откровенно, так называемая "проблема лояльности", отраженная в законодательстве других стран, занимает меня уже довольно давно
С того - примерно - времени, как в российском законодательном поле возникла тема регулирования зарубежного финансирования НКО, а в российском политико-публицистическом дискурсе вопрос платной "агентурки Госдепа"
В начале года меня попросили написать обзор зарубежного законодательства о лояльности
Бумага вышла длинная, скучная, но - как теперь понимаю - прок от неё был
Потому с некоторыми выдержками интересующуюся публику, пожалуй, стоит познакомить
Иатк.

США

В 1938 году был принят закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act – FARA).
По определению Верховного Суда США «это был новый тип законодательства, принятый в критический предвоенный период. Его общая цель была в идентификации агентов иностранных заказчиков, которые могли быть вовлечены в подрывные действия или осуществление иностранной пропаганды и в требовании к ним давать публичные отчеты о цели их найма».



В 1939 г. принят закон Хэтча "о политической деятельности", запрещающий госслужащим участвовать в "политических компаниях" и вступать в контакты с "иностранными агентами!

В 1947 г. исполнительным приказом № 9835 ( Законом о лояльности ) президента Трумена обе эти нормы были ужесточены и применялись параллельно

Впоследствии (примерно с начала 60-х годов ) нормы о лояльности перестали применяться, зато FARA совершенствовался и применялся вовсю
Непосредственно за соблюдением FARA следил отдел (Counterespionage Section), в который входит служба контроля за экспортом из США с их регулярным отчетным бюллетенем Export Enforcement Case Fact Sheet

В 2001 году после теракта 11 сентября был принят "Патриотический Акт", в соответствии с которым FARA был значительно изменён ( дополнен ), притом кое-что было взято из акта 1947 года

И вот что вышло
Ст. 611 определяет содержание основных терминов, используемых в законе.

«Термин «лицо» включает индивида, партнерство, ассоциацию, корпорацию, организацию или любую другую комбинацию индивидов. Термин «иностранный заказчик» включает:
1) Правительство иностранного государства или партию;
2) Лицо, находящееся вне пределов США, кроме гражданина США, или лица, не являющегося индивидом, а организованного по законам США или Штатов;
3) Партнерство, ассоциация, корпорация, организация или другая комбинация лиц, созданных по законам иностранного государства или имеющих свою основную юрисдикцию на его территории».

Термин «агент иностранного принципала означает:
1) любое лицо, которое действует как агент, представитель, сотрудник или служащий, или любое лицо, действующее в любом другом качестве по приказу, требованию, или под руководством или контролем иностранного принципала, или лица, чья деятельность прямо или косвенно контролируется, финансируется или субсидируется целиком или в большей части иностранным принципалом, а также этот термин означает лицо, которое прямо или посредством других лиц
а) вовлечено в пределах США в политическую деятельность в интересах такого иностранного принципала,
б) действует как советник по связям с общественностью, рекламный агент, сотрудник информационной службы или как политический консультант,
в) запрашивает, собирает, оплачивает или распределяет взносы, ссуды, или другие ценности,
г) представляет интересы такого иностранного принципала перед агентством или правительственным чиновником. Термин «агент иностранного принципала» не включает СМИ или ассоциации, учрежденные по законам США или Штатов или управляемые и/или находящиеся в собственности граждан США.

Ст.612 …каждое лицо, ставшее агентом иностранного принципала должно в течение 10 дней заполнить у Министра юстиции регистрационную форму, содержащую следующие данные:

1) имя регистранта, адрес принципала;

2) статус регистранта, для индивида – национальность, для партнерства – название, адрес, национальность каждого партнера и копию договора об учреждении партнерства, для ассоциации, корпорации, организации и любой другой комбинации индивидов – название, адрес и национальность каждого директора и служащего и каждого лица, исполняющего обязанности директора или служащего, а также достоверную и полную копию устава и свидетельства о регистрации корпорации и ее структуру собственности.

3) подробное разъяснение существа деятельности регистранта, полный список его сотрудников, и их должностных обязанностей, название и адрес каждого иностранного принципала, для которого регистрант работает, предполагает работать, или согласился работать, характер занятий и другой деятельности каждого такого иностранного принципала…

4) копии каждого письменного соглашения, а также сроки и условия каждого устного соглашения, включая все их модификации, или в случае отсутствия контракта, полное изложение всех обстоятельств, в связи с которыми регистрант стал агентом иностранного принципала; детальное изложение существа и методов реализации такого контракта, а также – существующей или планируемой деятельности, в которую вовлечен агент иностранного принципала, включая детальный отчет о политической активности агента.

5) сущность и размер взносов, доходов, денег или ценностей, которые регистрант получил в предыдущие 60 дней от каждого такого иностранного принципала, а также форму и время каждого такого платежа и лицо, его осуществившее.

6) подробный отчет о любой деятельности регистранта, которую он осуществляет, предполагает осуществлять или решил осуществлять для себя, или любого другого лица, не относящегося к иностранному принципалу, включая сведения о политической деятельности.

7) имя, род занятий, адрес, национальность – для индивида, любого лица, отличающегося от иностранного принципала, для которого регистрант действует, собирается действовать или согласился действовать под влиянием обстоятельств, как требует его регистрация в силу настоящего закона;

8)    степень, в которой каждое такое лицо управляется, контролируется, финансируется или субсидируется, целиком или частично, любым правительством иностранного государства или иностранной политической партией или любым другим иностранным принципалом; существо и размер взносов, дохода, денег или ценностей, полученных регистрантом в течение 60 предыдущих дней от каждого такого лица в связи с любой деятельностью, упомянутой в пункте 6.

9)   детальный отчет о деньгах и ценностях, потраченных регистрантом в течение 60 предыдущих дней в связи с деятельностью, осуществляемой им в качестве агента иностранного принципала, либо для самого себя, либо для третьего лица в связи с любой активностью, относящейся к его превращению в агента такого принципала, и подробный отчет обо всех денежных взносах или других ценностях, сделанных им в течение предыдущих 60 дней в связи с выборами любого должностного лица, или предварительными выборами, партийным съездом или собранием, созванным для выбора кандидатов на любую политическую должность…

10) Министр юстиции (в Минюст США входит ФБР) в целях национальной безопасности и общественного интереса время от времени вправе требовать от агента иностранного принципала любую дополнительную информацию в соответствии с целями данного закона.

Каждый агент иностранного принципала в течение 30 дней по окончании каждого периода в 6 месяцев должен представить под присягой Министру юстиции дополнительные материалы по предписанной им форме. В течение 10 дней регистрант обязан известить Министра юстиции обо всех представленных в регистрационной форме изменениях. Министр юстиции вправе требовать дополнительную информацию в более короткие интервалы, чем это предусмотрено данным законом.

Регистрационные документы и дополнительная информация предоставляются под присягой. Министр юстиции вправе освободить любое лицо от регистрации и от необходимости предоставлять дополнительную информацию.

Ст. 613 определяет, что от регистрации освобождаются: дипломатические и консульские работники, чиновники иностранного правительства, служащие посольств и консульств, частные и неполитические организации, религиозные и научные общества, организации важные с точки зрения национальной безопасности США, лица, уполномоченные реализовывать законы….  

Ст. 614 каждое лицо, являющееся агентом иностранного принципала… должно не позднее 48 часов пропагандистской акции в любом ее виде представить Министру юстиции две копии оной. В любом информационном материале, распространяемом агентом иностранного принципала, должно быть указано, что данный материал распространяется агентом от лица иностранного принципала, а также то, что данное указание заверено Министерством юстиции. Библиотека Конгресса США имеет право запрашивать любые подобные материалы.

Только по предъявлении регистрации в Министерстве юстиции агент имеет право осуществлять взаимодействие с правительственными чиновниками или выступать в комитетах Конгресса США.

Ст. 615 каждый агент иностранного принципала должен вести бухгалтерскую отчетность и другие записи, раскрывающие существо его деятельности. Эти материалы в любое время должны быть открыты для инспекций Министерства юстиции (читай - ФБР). Считаются незаконными попытки любого лица скрыть, повредить, уничтожить или фальсифицировать бухгалтерские книги и записи, требуемые положениями данного закона.

Ст. 616 Министр юстиции должен хранить все материалы, поступающие от агента иностранного принципала в доступном для общественной проверки виде. Он также обязан предоставлять Государственному секретарю все регистрационные документы. Комитеты Конгресса США и Правительственные агентства вправе требовать всю имеющуюся у Министра юстиции информацию по этому закону.

Ст. 617 иностранный принципал должен вменить своему агенту в обязанность выполнять все требования данного закона, в противном случае он подлежит судебному преследованию.

Ст.618 любое лицо, умышленно нарушившее любые положения данного закона должно нести ответственность в виде штрафа до 10 тыс. долл. и/или тюремному заключению сроком до 5 лет. Если Министр юстиции (читай - ФБР) сочтет сведения, предоставленные агентом иностранного принципала, в регистрационной форме неполными, он обязан письменно уведомить регистранта в каком отношении, предоставленные им, сведения не соответствуют требованиям данного закона. Получив такое уведомление, агент иностранного принципала не имеет права действовать в таком качестве, не удовлетворив требований Министра юстиции

Ст. 621 Министр юстиции должен каждые полгода докладывать Конгрессу США о ходе реализации этого закона, включая заполнение регистрационных форм и природу, источники и содержание осуществляемой политической пропаганды. Сильными сторонами FARA являются:

1) четкая и весьма подробная фиксация требований к информации, которая должна содержаться в регистрационной форме и полугодовом отчете,

2) распространение сферы действия закона на лоббизм как в отношении законодательной власти, так и исполнительной,

3) регулирование такого вида лоббизма как лоббизм самих правительственных учреждений, правда, иностранных,

4) включение в компетенцию не только прямого лоббизма, но и непрямого в виде кампаний в прессе и почтовой переписки,

5) возложение ответственности за исполнение не на аппарат Конгресса, который не обладает необходимым для выполнения этой функции штатом сотрудников, а на Министерство юстиции,

6) ужесточение наказания за нарушение положений этого закона: штраф до 10 тыс. долл. и/или лишение свободы на срок до 5 лет.



ЕС
«Реестр прозрачности» предоставляет гражданам прямой доступ к информации о том, кто влияет на процесс принятия решений в ЕС, какие интересы при этом преследуются и какие ресурсы задействованы. Документ предлагает единый кодекс поведения для организаций и граждан, действующих самостоятельно, которые желают «играть по правилам», уважая этические нормы. Механизм жалоб и санкций обеспечивает соблюдение правил и позволяет принимать меры в тех случаях, когда есть основания предполагать, что эти правила нарушаются.
«Реестр прозрачности» создан и управляется Европарламентом и Европейской комиссией при поддержке Совета Европейского союза.


Израиль
Закон «О контроле над иностранным финансированием израильских неправительственных организаций» обязывает общественные организации отчитываться о финансировании, получаемом от иностранных государств и правительственных структур. Для всех неправительственных организаций вводится единый порядок отчетности о пожертвованиях и штрафные санкции за его невыполнение.
Закон "О лояльности", согласно которому получение израильского гражданства связано со службой в армии и присягой на верность государству.
Текст присяги: "Обязуюсь быть верным государству Израиль как еврейскому, демократическому и сионистскому государству, обязуюсь хранить верность государственным символам и ценностям и обещаю служить в армии, если от меня потребуют".

Министр внутренних наделён полномочиями лишать гражданства тех, кто нарушит эту присягу


Венесуэла
Закон «О защите политического суверенитета» направлен на пресечение финансирования НПО из-за рубежа. В Венесуэле законом запрещены любые формы финансовой поддержки НПО из иностранных источников. Средства на деятельность НПО должны иметь национальное и прозрачное происхождение. Попытки незаконного финансирования пресекаются, а виновные штрафуются на сумму вдвое больше той, которая им передавалась. В преамбуле закона прямо указывается, что он применяется к тем венесуэльцам и иностранцам, которые покушаются на суверенитет и независимость страны, дестабилизируют ее, вредят нормальному функционированию институтов власти.
Венесуэльские руководители НПО, получающие деньги из-за рубежа, лишаются по этому закону права на ведение политической деятельности на срок от 5 до 8 лет. В случае рецидива предусмотрены и более жесткие санкции. Особое внимание в законе уделено иностранцам, которые работают в стране по линии НПО и публично «высказывают негативные оценки правительственных институтов и ведущих государственных деятелей Венесуэлы»: они наказываются крупными штрафами и высылаются из страны в соответствии с установленной процедурой.


И это - закон
Который, хоть и "dura", но "lex" и ничего с этим не поделаешь
Занятно, к слову уж, в этой связи наблюдать за российскими противниками совершенствования нашего законодательства об иностранном финансировании НКО
Возращить по существу они не могу по определению, ибо в стране обитания главных кормильцев закон существует едва ли и не в самой жёсткой его форме
Возражают по практике применения
Вернее, настаивают на её отсутствии
Дословно: во всяком случае, применения его не было в последние десятилетия, в течение которых я достаточно внимательно наблюдаю американскую политическую жизнь.
Тут - надо сказать - возможны два варианта
Г-н Пионтковский наблюдает не слишком внимательно
Г-н Пионтковский врёт
Потому как:

2004
Жюри присяжных федерального суда в Чикаго (штат Иллинойс) признало виновным по всем пунктам обвинения 61-летнего Халеда Думейси. Он был обвинен ФБР и министерством юстиции США в незаконной деятельности в качестве незарегистрированного агента иностранного правительства, в работе на режим Саддама Хусейна и в даче ложных показаний американским официальным лицам.

2009
Суд Майами приговорил венесуэльского бизнесмена Франклина Дюрана к четырём годам заключения, признав его нелегальным агентом Венесуэлы на территории Соединённых Штатов. Суд особо подчеркнул, что деятельность Дюрана не была направлена против США и не нанесла ущерба безопасности страны.

Дюрана признали виновным в нарушении американского закона о регистрации иностранных агентов. Согласно ему, граждане и компании, занятые пропагандой и лоббизмом в интересах иностранных организаций, в обязательном порядке должны пройти регистрацию в специальном отделе министерства юстиции США, сообщает Lenta.ru со ссылкой на BBC News.

2012

Американец пакистанского происхождения Сайед Гулям Наби Фай осужден в США за тайную лоббистскую деятельность в пользу иностранного государства.




И это - что называется - только навскидку
И последнее
Собственно - сабж
На основании изложенного, проголосовать можно - и нужно! - здесь

?

Log in

No account? Create an account