Previous Entry Поделиться Next Entry
АНТИГЕЛЬМАН
chju
Оригинал взят у ana_asia в АНТИГЕЛЬМАН

Поскольку Гельман позиционирует свою деятельность как искусство, причем как искусство актуальное, разберем правомерность применения этого термина к деятельности, которую продюсирует Гельман. 
   
     -
Искусство, согласно определению эстетики, есть чувственное отражение сверхчувственной реальности;

- Согласно общефилософскому определению, искусство есть кореллят бытия, его сублимированное духовное содержание;

- Согласно частному (прикладному) определению, искусство есть высшая степень мастерства и профессионализма.

Так вот, ни под одно из этих определений деятельность под маркой Гельмана не подпадает. Во-первых, там не подразумевается никакой сверчувственной реальности: речь идет сугубо о материальных вещах, ибо ни в религиозных символах, ни в понятиях, над которыми совершаются действа вроде обряжения обезъяны в ордена, для гельмана и Ко нет никакой сверхчувственной реальности : для них это просто предметы. А если и есть нечто сверхчувственное в этих артобъектах, то это только дух ненависти к самому настоящему искусству, имя которого пытается присвоить гельмановское антиискусство. И уже за то, что настоящее искусство своим существованием обличает его, антиискусства, нулевую цену, оно настоящее искусство люто ненавидит – отсюда и жгучая необъяснимая ненависть ко всему настоящему, подлинному, выражающему смыслы бытия, о чем говорит общее определение искусства. Ведь расчлененные куклы или разрубленные иконы – это не бытие, а напротив, НЕБЫТИЕ. Антижизнь и антисмысл. То есть, ненавидя все настоящее, имеющее смысл, сами бесплодные так называемые художники и галеристы настоящее искусство создать не в силах, потому что не обладают смыслами бытия и не стремятся к ним: ведь обладать тем, чего избегаешь, невозможно.

Но поскольку бездарным художникам на что-то надо жить, они называют свои подделки актуальным искусством, перформансом, инсталляцией и т.д. Тот факт, что эти подделки бездарны – это третье доказательство того, что гельмановские проекты не есть искусство. Потому что искусство есть то, что могут творить единицы, и что трогает при этом большинство других людей. А вот подделки Гельмана напротив, мало кого трогают и не требуют особого мастерства и таланта, ведь такое могли бы сотворить многие. И творят порой, только вот актуальным искусством это никто не называет.



А вот Гельман называет! Он вообще действует согласно известному тезису Геббельса: чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят. Вот и люди, которые не хотят (а ведь они упорно не хотят!) видеть в нем гения, у Марат Саныча получают определение «устаревших мозгов»… Ну, это высказывание вообще откровенно фашизмом и человеконенавистничеством попахивает, да нам не впервой: обезьяна в советских орденах из того же содержательного ряда.
        И не так бы смущал негатив и ненависть в искусстве, если б они выступали как антитеза к позитиву и любви. Но ведь что в содержимом гельмановских выставок, что в его городских артобъектах, что в беснованиях якобы музыкальных групп, которыми он восторгается, нет ни капли любви ни к кому и ни к чему. Даже к самим себе и то ненависть: а откуда бы иначе взялись безголовые человечки и курица в причинном месте? Не жалко им даже самих себя… За подобные вещи, только обратные, критиковали в свое время официозный совреализм, творимый весьма малоодаренными авторами в духе слащавых восхвалений.

Но такая односторонность выдает фальшивую природу подделок «гельманоидов». Известный принцип диалектического устройства мира распространяется и на искусство: как благо без зла бесплодно, так и зло без блага бессмысленно, и в жизни, и в искусстве они оттеняют друг друга.

Остается задаться вопросом: какова же настоящая цель Гельмана? Ну конечно, кроме распила бюджетного бабла и скандальной славы, которая в русском языке всегда называлась «дурной»? (Кстати, узнать о фактах попила бабла - а это и есть истинная цель гельманов - можно вот здесь: 

http://www.pro-goroda.ru/perm/news/proektyi-gelmana-unyilyiy-popil-kazennogo-babla.html ).

Сдается мне, что внутренняя, может быть и самим галеристом не вполне осознаваемая цель – это посредством навязывания антиискусства под маркой «актуального и современного искусства» привить отвращение к явлению искусства вообще? Сделать так, чтобы над бытием никто не рефлексировал и не искал в нем особых смыслов, кроме «потребить, использовать и присвоить как можно больше»? Или даже так, чтобы отвращение к бытию достигло таких форм, чтобы препятствовало самому бытию?
 

Поясню примером: вот видит человек, что его Родина – это дыра между грязных тряпок или корова с дырой под хвостом, и начинает Родину ненавидеть и подсознательно избавляться от нее. А что? Недаром ведь так называемый «городской патриотизм» Гельмана есть изощренная форма идейного обоснования сепаратизма? См. здесь 

http://perm-rus.org/content/marat-gelman-perm-dolzhna-stat-svobodnoi-politicheskoi-zonoi 

А сепаратизм буквально означает «распад», то есть разложение, то есть то самое небытие, о котором речь шла выше. О формах изложения прямой ненависти к религии даже пояснять не нужно – настолько все откровенно. А ведь религиозное чувство и потребность в метафизике, как доказали многие великие философы, есть органическая потребность человека и даже атеист не живет без этого, у него это чувство лишь приобретает иные формы. А отказ от потребности в метафизике равнозначен отказу от потребности бытия: оно становится бессмысленным.

Вот так, от желания небытия своей стране и настоящему искусству – полшага до желания собственного небытия. Ведь если человек – это раскуроченная кукла, например, или скот, совокупляющийся на глазах у всех, то его и не жалко. И себя не жалко, и другого не жалко. Нам, людям "с устаревшими мозгами", непонятно, как подобные вещи могут кому-то быть нужны, близки, дороги, и т.п. Тогда как людям, творящим инсталляции для гельмановских показов, разложение, энтропия, то есть все, что приближает к небытию - напротив, близко и доставляет даже некоего рода удовольствие. Возможно потому, что энтропия (саморазрушение системы и возрастание хаоса) преобладают в их собственном сознании.
        Что характерно, на судьбе самого Марата это уже отразилось. На судьбе его умершего от наркотиков сына, в частности Однако это никого не остановило и не заставило задуматься… Хотите ли вы, чтобы с вами происходило подобное? Хотите? Тогда давайте жить по Гельману.
        А если нет? Тогда будем жить по другому – по-новому ли, по-старому, но все-таки по-своему. А сам Марат Саныч тоже может жить по своему. Даже вместе со своими единомышленниками. Например, в Лондоне, в Израиле, в США или любой другой явно более любезной ему, чем Россия, стране. 

О единомышленниках я сказала не случайно: сами разрушители не скрывают ни своего идейного родства, ни наличия у них определённого рода покровительства. Гельман охотно выставляет работы Кулика. В мастерской Кулика в 2007 году происходит основание арт-группы «Война». Из этой арт-группы впоследствии выделились девушки-участницы «Pussy Riot». Та же «Война» отдала $1000 в поддержку Анны Синьковой, жарившей яичницу на Вечном огне. Закономерно при этом, что Гельман — член Общественной Палаты РФ с 2010 г., и что арт-группа «Война» получила государственную премию «Инновация» за акцию «Х...й в плену у ФСБ» в 2011 г. А про поддержку со стороны прессы можно даже не упоминать




?

Log in