Previous Entry Поделиться Next Entry
Признак советской России
chju
Фалеев Алексей
В очередную годовщину Октябрьской революции мне бы хотелось поднять одну любопытную тему.

Мне всегда было интересно, почему всевозможные провидцы, ясновидящие и предсказатели ждали спасения именно от России.

Самые знаменитые предсказатели XX века независимо друг от друга - Ванга (православная) в Болгарии в 1979 году и Эдгар Кейси (протестант) в США в 1932году, основательница движения New-Age Алиса Бейли (оккультистка) в 1947г - говорили об этом.

Почему именно из России они ждали спасения?

Очевидно, что эти глубоко верующие люди, какими были Ванга, Эдгар Кейси и Алиса Бейли, говорили про спасение религиозное, и говорили они про это религиозное спасение как раз в тот момент, когда СССР стал самой атеистической страной мира.

Казалось бы как можно ожидать какого-то религиозного спасение от атеистического СССР?

Я не понимал этого до того, момента, пока не прочел в одной из книг высказывание немецкого историка В.Шубарта, написавшего: "Дефицит религиозности даже в религиозных системах - признак современной Европы. Религиозность в материалистической системе - признак советской России" ("Европа и душа Востока", 1938г).

Эта мысль на первый взгляд кажется очень странной. Ведь по мнению этого историка получается, что европейские нации, пылко заявляющие о своей религиозности, на поверку оказываются лишены религиозности, а система, построенная в атеистическом СССР - весьма религиозна.

И, действительно, если мы вспомним биографии очевидцев, книги и фильмы, описывающие события Октябрьской революции и следующих 20 лет, то станет совершенно ясно, что наша страна в этот период воспринимала себя, как цитадель абсолютного добра и главную силу, противостоящую безбожному капитализму и творящую образ будущего. Это очень религиозное чувство.

И эта религиозность атеистического СССР сразу бросалась в глаза тем специалистам из западных стран, которые приезжали работать в СССР.

Да и многие из тех, кто жил в СССР, и до сих пор помнят это религиозное чувство, помнят себя жителями страны абсолютного добра; страны, готовой всем протянуть руку и не дать слабых в обиду.

Да, советское государство держалось на религиозности.

В христианстве есть такое направление - хилиазм. Это учение, которое буквально трактует ту часть Нового Завета, в которой говорится о грядущем Царствии Божием на земле. Приверженцы этого учения - хилиасты - верят в возможность построения Рая на земле, верят, что могут наступить времена торжества правды и справедливости в земной жизни.

Советский строй и был, по самой своей сути, разновидностью хилиазма.

Жители СССР верили в то, что строят Рай на земле (Светлое Будущее) и платили за эту веру дорого - и личным счастьем, и здоровьем, и жизнью. Достаточно вспомнить роман-свидетельство "Поднятая целина" М.А.Шолохова, в котором отчетливо показаны и жертвенность, и религиозная основа поступков коммунистов начала 1930-ых.

Я бы хотел выделить эту важную мысль: атеизм советского человека был глубоко религиозен, т.к. был основан на вере в возможность построения справедливого общества, в котором не будет насилия, и люди всех рас и национальностей будут жить по совести, в мире и благоденствии.

Направление к этой цели давало ориентиры для определения таких понятий, как добро и зло, нравственность и безнравственность, цель и смысл жизни.

(Кстати, по этой причине и возник конфликт молодого советского государства и православной церкви, ведь согласно учению Русской Православной Церкви (РПЦ) "Рая на земле построить невозможно", поэтому хилиазм в православии считается опасной ересью.

Конфликт государства и церкви в 1920-ых имел религиозную основу: учение церкви о посмертном Царствии Божием явно противоречило идее построения светлого коммунистического будущего на земле.)

Сейчас ситуация, как кажется на первый взгляд, полностью изменилась.

Советский хилиазм (т.е. вера в возможность построения коммунистического будущего) вроде бы окончательно канул в лету. Никто уже с высоких трибун не призывает строить Светлое Будущее.

Однако глубокая религиозность русского человека никуда не делать.

Куда же сейчас направлена религиозность большинство русских людей?

Уверен, что многие сразу вспомнят о православии, получившем в наше время, "второе дыхание".

Однако вот что показывает статистика:

"По частоте посещения церквей Россия находится на одном из последних мест в Европе и мире.

...Таким образом, положительное отношение к церкви практически не является подкрепленным религиозной практикой. Попытавшись выделить группу лиц, которые не только на слова являются традиционными верующими, исследователи сделали вывод, что в 1996 году таких оказалось 6%, а в 1999 году - 7%.

А если ужесточить критерии, добавив к ним регулярное причащение, или соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз Нового Завета, или отсутствие веры в астрологию или переселение душ, то группа верующих практически "исчезнет". В итоге, результаты "религиозного возрождения" оказываются не только очень скромными, они оказываются "бесконечно малой", если не отрицательной величиной.

То есть при формальной высокой религиозности "на словах" оказывается, что приверженцев традиционной православной религии крайне небольшое число." (канд.социол.наук М.И.Гаськова "Интегральный подход в изучении религии", 2009 г).

Итак, при формальной поддержке православия, количество людей, "практикующих православие", не увеличилось, а скорее уменьшилось.

При этом за 16 лет (с 1988 по 2004 г) существенно (более чем на 30%) выросла вера молодежи в квазирелигиозные представления (магия, колдовство, астрология и т.п.).

Таким образом, значительная часть религиозности русского человека в данный момент направлена в оккультизм.

Последние 20 лет нас пытались приучить к еще одной вере - к вере в "невидимую руку рынка", которая придет и сама все устроит.

Сейчас мы уже понял то, что от нас изначально скрыли: вера в "невидимую руку рынка" приводит не ко всеобщему благополучию, а только к благополучию избранных.

И это не удивительно, ведь капитализм и "свободный рынок"- это порождения кальвинизма, которые несут в себе его родовые черты.

В начале XVI века французский проповедник Жан Кальвин, опираясь на некоторые цитаты из Нового Завета - например, на "Не вы Меня избрали, а я Вас избрал" (Ин 15:16) - объявил о том, что люди делятся на избранных к спасению и на отверженных.

Кальвин учил, что жизнь человека предопределена изначально, избранные спасутся, а все прочие - нет. Определить избранность возможно по делам - если дела идут успешно, доход растет, значит деятельность богоугодна, значит ты - избран. Однако тратить возрастающий доход на себя запрещается, т.к. это злоупотребление Божьими дарами.

Кальвинизм способствовал формированию специфического протестантского мировоззрения: раз избранность (а значит и материальные доходы) дарована Богом, то и отверженность (а значит и бедность) - предопределены. Бедный человек не достоин снисхождения или помощи. Больше того, к нему требуется отнестись с презрением и ненавистью, как к личному врагу Господа.

Идеи избранности привели к бурному развитию индивидуализма, к святости частной собственности, к почитанию "невидимой руки рынка" (работающей по принципу "падающего подтолкни").

Сейчас в нашей стране количество приверженцев веры в "невидимую руку рынка" резко снижается, т.к. постоянный рост цен на бензин, отопление, электричество (а значит и на продукты питания и на товары) отчетливо указывает на то, что "свободный рынок" не приводит к падению цен на товары, а наоборот.

Вместо обещанного недальновидными "прорабами перестройки" блага для всех, мы получили что-то противоположное.

Итак, религиозность современного русского человека на данный момент рассеяна между православием (стабильный уровень), оккультизмом (возрастает) и верой в "руку рынка" (уменьшается).

Однако буквально на глазах опять крепнет и набирает силу ушедшая было на последний план вера в возможность построения справедливого будущего (хилиазм). Мы снова начинаем верить в возможность организации жизни по совести, причем так, чтобы все были довольны, а не только "избранные" индивиды, или расы, или национальности.

Очевидно, что это уже будет не идея коммунистического будущего, а какая-то смесь идей социализма и дозированной рыночной экономики. Пример Китая показывает, что это вполне возможно.

Итак, зачем я вообще завел обо всем этом речь.

1. Мне хотелось показать, что ошибочная вера, неверное мировоззрение могут фатально перевернуть жизнь как человека, так и всего общества.

Например, развитие идей Кальвина закономерно приводят к представлению о том, что и мое тело - это тоже моя священная частной собственности, и никого не касается, как я им распоряжаюсь (что ведет к оправданию проституции, извращений, эвтаназии и даже наркомании, т.к. если "свободный" человек Запада хочет покурить травку, а ее нет в свободной продаже, то это нарушение его священного права испортить себе здоровье, а значит травка должна быть узаконена).

Следствием этих идей является и неготовность "свободного" западного человека защищать свое государство: Франция сдалась Гитлеру через 45 суток, хотя имела армию в два раза больше немецкой.

2. Мне бы хотелось показать, как правильная вера могут вернуть жизнь человека в нормальное русло.

Существует такой парадокс, который называется "Парадокс успеха". Подавляющее большинство людей, которые добились успеха (олигархи, политики, известные артисты и т.д.) чувствуют себя несчастными. Эти люди добились всего, но ничем из достигнутого по-настоящему не дорожат.

Счастливыми себя чувствуют обычно те, кто добился не очень многого. Это тенденция особенно видна на больших цифрах по "Международному индексу счастья", согласно которому самыми счастливыми странами мира (на 2009 год) являются Коста-Рика, Доминиканская Республика и Ямайка. Германия занимает 51-ое место, Франция - 71-ое, Канада - 89-ое, а США - 114-е.

Все дело в том, что счастье - это психологическое состояние, а не деньги, звания и должности. Если объективно успешные известные люди не ощущают себя вполне успешными, потому что им, несмотря на все их достижения, кажется, что "вершина" еще не достигнута, то это означает, что успех всегда находится внутри нас.

Поэтому для того, чтобы быть успешным, человеку достаточно добиваться такого успеха, который будет у него ЕЖЕДНЕВНО, т.е. маленького ежедневного успеха. Ощущение успеха можно испытать, приготовив суп, или сходив на тренировку, или отложив ложку после того, как возникло первое ощущение сытости.

Пусть у Вас всегда будет для себя наготове восхищенная фраза, подобная "Ай да Пушкин, а да сукин сын!"

Источник

  • 1
"По частоте посещения церквей Россия находится на одном из последних мест в Европе и мире."
Бред))) Вы когда вообще в церкви были?
Может стоит хоть раз в жизни сходить? И в православную русскую и, например, в католическую?)))

Как мне кажется, отсутствие ощущения счастья у современных людей в более-менее развитых странах связано еще и с насаждением перфекционизма. Есть идеал (запущенный СМИ, киноиндустрией, и т.д. и т.п.), достичь который - практически невозможно, и в свете этого идеала любые достижения кажутся незначительными. У жителей Ямайки перфекционизм не наблюдается)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account