Previous Entry Поделиться Next Entry
Стратегии жизнеустройства.
chju
Фалеев Алексей (Источник)

Студенты иногда шутят: если какой-нибудь преподаватель вдруг на экзамене спросит, кто стоял у истоков той науки, по которой сдается экзамен, то нужно смело отвечать - "Аристотель".

И в этой шутке есть огромная доля правды.

Аристотель стоит у истоков большинства современных наук, и его можно назвать первым крупным ученым-энциклопедистом Европы.

Многие века имя Аристотеля было непререкаемым авторитетом как среди схоластических богословов, так и среди ученых.
А что самое интересное, даже сегодня, спустя 2300 лет, гениальные прозрения Аристотеля нужны современному человеку, для того, чтобы определиться в своей повседневности, правильно расставить приоритеты и понять, а туда ли он вообще идет по жизни, или свернул куда-то далеко в сторону.

Аристотель выделил две противоречащих друг другу стратегии жизнеустройства: сокращение страданий и увеличение наслаждений.

Каждый человек выбирает одну из этих стратегий, и этот выбор определяет как человек будет жить, будет ли он счастлив или несчастлив, будет радоваться жизни или проведет всю жизни в роли белки в колесе.

Выбор правильной стратегии жизнеустройства - вот над чем в первую очередь должен задуматься человек.

Нам, людям, выросшим в СССР,  легко понять, в чем разница между этими двумя жизнеустройствами.

Советское жизнеустройство было продолжением жизнеустройства христианского и было нацелено на сокращение страданий.

Это является не столько данью традициям, сколько грубой реальностью - воздействием природных и исторических обстоятельств: суровый климат с коротким холодным летом и постоянные нападения воинственных соседей с востока, запада и юга.

На этом пути советский строй добился признанных всем миром успехов, в СССР были устранены главные источники массовых страданий и страхов - бедность, безработица, бездомность, голод, преступное, политическое и межнациональное насилие.

Развитие вооруженных сил предотвратило саму возможность любого военного нападения на СССР, а значит предотвратило массовую смертность из-за масштабных военных действий. Ради решения этих задач были понесены большие жертвы, но уже с 1960-х годов возникло стабильное и нарастающее благополучие.

Жизнеустройство западных стран основано на другой стратегии - увеличение наслаждений. Перестройка и либеральные реформы были попыткой изменить советский способ жизнеустройства - так же пойти по пути увеличения наслаждений и пренебречь опасностью массовых страданий.

Для перехода к новому либеральному жизнеустройству, направленному на увеличение наслаждений, была предпринята попытка провести глубокие изменения в культуре.

Поскольку стремление к наслаждениям, связано с потреблением и не имеет предела, то с этой внедряемой стратегией  жизнеустройства оказывались несовместимы два главных устоя русской культуры - нестяжательство и солидарность. Ведь ресурсы всегда ограничены, и за них приходится конкурировать. Следовательно, сильные в таком обществе должны со спокойной совестью топтать слабых.

Для того, чтобы это воспринималось спокойно, нужно было сломать заложенную советским (а ранее христианским) воспитанием идею равенства людей.

К чему же в итоге привела 20-летняя попытка смены жизнеустройства? Увидеть это не трудно - достаточно посмотреть динамику смертности и рождений. Страна стремительно вымирает.

А между тем тот же Аристотель высказал крайне злободневную для нас мысль: "Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствия страданий".

Эту мысль Аристотеля известный немецкий философ Артур Шопенгауэр назвал ГЛАВНОЙ заповедью мудрости.
Итак, вывод: если мы хотим жить и счастливо, в согласии с собой и миром, то должны свою жизнь подчинить стратегии жизнеустройства, направленной на сокращение страданий и всеми способами избегать стратегии увеличения наслаждений.
Мне как-то на глаза попались данные одного интересного психологического эксперимента, который называется "корректурная проба", предназначенная для изучения внимания.

Суть "корректурной пробы" проста - детям дают страничку текста, состоящего из хаотического набора букв и пробелов, и просят, просматривая строчку за строчкой, вычеркивать определенные буквы, например, "с" и "в".

На секундомере засекается время - испытуемый должен проявить внимательность и просмотреть как можно больше строк без ошибок, т.е. не пропустим ни одной буквы "с" и "в".

Этот эксперимент дал удивительные результаты, когда сравнили результаты обычных детей и детей-олигофренов, когда детям давали осмысленный текст - небольшой рассказ.

Оказалось, что обычные школьники (пятиклассники) на осмысленном тексте делают намного больше ошибок, чем олигофрены.
Это показалось парадоксом - ведь получалось, что олигофрены более волевые и внимательные, чем  нормальные школьники.
Однако парадокс объяснялся просто - школьники не могли удержаться  от того, чтобы не прочитать весь рассказ, и читая, вникали в смысл, отвлекались от задания, в результате пропускали "с" и "в", т.е. совершали ошибки. Олигофрены такому "соблазну" подвержены не были - они были сосредоточены только на поиске указанных учителем символов, не отвлекаясь на поиски смысла текста.

Прочитав об этом эксперименте, я сразу подумал - а не так ли ведет себя подавляющее большинство современных людей в своей обыденной жизни?

Ведь наше поведение подчас очень похоже на поведение олигофренов, накапливающих какие-то указанные нам "экспериментатором" (воспитанием, сверстниками, рекламой, СМИ) символы, совершенно не задумываясь о смысле этих накоплений.

А ведь многие сделали эти накопления смыслом своей жизни.

Я это вижу каждый день. Мой город Бердск находится возле Обского Моря, берег моря здесь - это красивейшие места, сосновый бор.

Этот берег в сосновом лесу сейчас обильно застроен дорогими коттеджами, которые правильнее было бы назвать дворцами с бассейнами, домиками для прислуги, домиками для охраны и т.п.

Но суть-то в том, что в этих дворцах никто не живет.

Богатые люди, купившие землю и построившие эти дворцы, живут в Европе или в США, а дома простаивают, постепенно теряя свой блеск и шик.

Зачем они были куплены? Зачем в тех местах, где у обычных людей был доступ к пляжам, воде, морю, понастроены многомиллионные коттеджи, в которых никто не живет?

И такое происходит не только в моем городе. Например, Рублевка - самое элитное место России - полна таких пустых дворцов, населенных только охраной.

Таков тупиковый путь насаждаемой нам стратегии увеличения наслаждений - ценой огромных усилий приобретать то, что совершенно не нужно.

Человек должен накапливать совсем другое.

Человек должен накапливать хорошие привычки.

Накопление хороших привычек - вот способ ЛИЧНОЙ реализации стратегии сокращения страданий.

Если копить деньги сами по себе, то это ничем не отличается от любого другого бессмысленного накопительства.

Но совсем другое дело, если Вы копите деньги для того, чтобы вложить их в развитие хороших привычек (у себя и своих близких), например, на то, чтобы сын мог ходить в спортивную секцию, или дочь могла посещать музыкальную школу.

Ведь деньги - это лишь средство помогающее накапливать то, что Вы решили накапливать - или хорошие привычки, или ненужные элитные предметы потребления.

Деньгами можно оплатить посещение тренажерного зала все семьей, а можно потратить их на еще один плазменный телевизор.
Пока что мир перевернут с ног на голову - люди накапливают деньги и плохие привычки.

А нужно вернуться к тому, чтобы накапливали хорошие привычки, используя для этого деньги.

Так ли легко накапливать хорошие привычки?

Легко, если осознать важность этого накопления.

В чем принципиальная разница между накоплением товаров и накоплением полезных привычек?

Накопление товаров портит здоровье, а накопление полезных привычек - укрепляет здоровье.

Итак, вывод: накапливать нужно хорошие привычки. Все остальное - лишь средство для этого.

?

Log in